Сайгафарова Татьяна Владиславовна, музыкальный руководитель МКДОУ детского сада № 12 г. Тавда

Ритмика в стихах как инновационная деятельность развития музыкальных способностей детей 4- 5 лет

«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку» А.И. Буренина [2].

В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка именно средствами музыки и ритмических движений стало играть немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка [3].

Идея использования музыкально-ритмического движения, как средства развития музыкальности детей, принадлежит швейцарскому ученому, основоположнику ритмики Э. Ж. Далькрозу (1865–1950). По его мнению, ритм музыки и пластика объединяются в движении с моторной, мышечной активностью человека. 

Основу музыкально-ритмических композиций и танцев для дошкольников составляют простые движения, позволяющие выразить различные по характеру эмоции и образы  [4]. Но из-за недостаточно развитого чувства ритма не все дети могут гармонично сочетать движение с музыкой, выражать её характер и музыкальный образ. Как добиться того, чтобы дети  быстро усвоили танцевальные движения и выполняли их в ритм  с музыкой?

Для меня решением данной задачи стало применение на своих музыкальных занятиях инновационной технологии ритмика в стихах. Когда отдельные танцевальные элементы выполняют только под счёт, это создаёт ощущение однообразного, механического повторения. Теряются образность и эмоциональность танца. Но если для разучивания или закрепления движений использовать небольшие четверостишия, ребёнок может выразить свои эмоции, фантазию, творческие возможности. Ритм стиха помогает выполнять движение точно и выразительно.

Данную технологию я применяю на музыкальных занятиях с детьми средней группы. Это объясняется тем, что к 4-5 годам движения детей становятся более координированными. Дети уже могут запомнить небольшую сюжетно-образную танцевальную композицию. Они более активны и быстрее схватывают новый материал.

Новизна моего направления заключается в том, что ее содержание выходит за рамки ООП ДО.

Цель: Учить детей выполнять музыкально-ритмические движения, самостоятельно проговаривая текст стихотворения.

Задачи:

образовательные:

- формировать навыки владения ходьбой, бегом и другими видами движения как средствами выражения музыкальных образов и содержания стихотворений;

- отмечать в движении метр, метрическую пульсацию, акценты, ритмический рисунок;

воспитательные:

- воспитывать у детей культуру движений, культуру чувств, чувство ответственности в коллективно выполняемых упражнениях, играх, танцах;

развивающие:

- развивать у детей эмоциональную отзывчивость, художественно-творческие способности (индивидуальное выражение музыкального образа и содержания стихотворения, придумывание и комбинирование танцевальных движений);

Перед разучиванием музыкально - ритмических движений я придумываю небольшую ритмическую зарисовку, в которую гармонично включаю выбранное четверостишие. Выбирать можно любой образный стих, на интересующую тему. Сначала, я произношу слова без музыкального сопровождения, опираясь только на ритмический рисунок стиха. Делаю всё эмоционально. Дети заранее не учат четверостишия, а запоминают их в процессе работы. Движения выполняют по показу педагога. Воспитанники вместе со мной произносят четверостишие, запоминают его. Когда ритмический рисунок стиха выучен, ребенок легко может выразить его под музыку, так как ритм стиха помогает выполнять музыкально-ритмические движение точно и выразительно.

Выученные музыкально-ритмические движения, я применяю в других видах музыкальной деятельности, в постановке танца или игры.

Результатом применения данной инновационной технологии, стали три итоговых мероприятия: развлечение «Магазин игрушек», сказка «Кошкин дом» и праздник «Удивительное путешествие».

При проведении развлечения «Магазин игрушек» за основу текста я взяла стихотворения А. Барто [1]: «Мячик», «Кораблик», «Слон», «Барабан», «Бычок», «Самолет». Музыкальным сопровождением использовала музыку И. Ильиной.

Музыкально-ритмическая зарисовка стихотворения А. Барто «Мячик»:

Исходное положение: дети в 4 колоннах. Колонна мальчиков, колонна девочек. Колонны чередуются. Согнув ноги в коленях, сидят на пятках, спина прямая.

Наша Таня громко плачет:

Ладони сжаты в кулачки, вращательные движения около глаз.

Уронила в речку мячик.

Встают на колени, руками тянутся вперед.

— Тише, Танечка, не плачь:

указательный палец правой руки прижать к губам.

Не утонет в речке мяч.

Одновременно подпрыгивают вверх. Девочки правой рукой изображают игру в мяч. Мальчики прыгают на двух ногах, на месте.

Каждое стихотворение имеет свою ритмическую зарисовку, свой характер и темп.

Воспитанникам очень нравится заниматься по такой технологии. Она дарит детям хорошее настроение, развивает координацию, ловкость, четкость движений. Ритмика в стихах способствует развитию речи, артикуляции, правильного  речевого и певческого дыхания, тренирует память, мышление, воображение.

В свою работу я активно подключаю родителей. Для этого создала видеотеку с музыкально - ритмическими движениями в стихах, разученными и записанными на занятиях с детьми. По предложенному видеоролику родители совместно с ребенком могут выполнять понравившиеся упражнения дома.

Литература:

1. Барто, Агния Львовна. Стихи детям: 6+ / А. Барто; худ. В. Трубицин, А. Трубицына. – Москва: Эксмо, 2012

2. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд..

3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А.Ветлугина. – М.: Просвещение, 1981.

4. Суворова, Т. И. Танцевальная ритмика для детей [Электронный ресурс]: прил. к кн. Т. Суворовой « Танцевальная ритмика для детей». Вып. 1 / Т. И. Суворова. – СПб: Музыкальная палитра, 2004

20 марта 2022 в 16:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.