Сайгафарова Татьяна Владиславовна, музыкальный руководитель МКДОУ детского сада № 12 г. Тавда

Возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников

Современное  музыкальное  занятие – это совместная деятельность, в ходе которого применяются разнообразные методики, педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты, новые мультимедийные средства. Все перечисленные технические и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на образовательно-воспитательный процесс. Они призваны не только улучшать эффективность образовательного процесса, но и предоставлять музыкальному руководителю широкие возможности творческой реализации, профессионального роста. 

 Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкально – художественной деятельности, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать совместную деятельность интересной, насыщенной  и занимательной.  Материал должен содержать в себе элементы необычайного,  удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. 

Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной области «Музыка» становится возможным и актуальным. Музыка и компьютер объединяются в одно целое. При взаимодействии с детьми в культурно-досуговой деятельности  можно использовать  синтезатор, домашний кинотеатр, центр – караоке,  мультимедиа,  компьютер со специально подобранными  программами, презентациями. 

Свои достижения в области ИКТ  мы используем  при проведении открытых занятий для родителей, на утренниках  и  праздниках. Использование в  процессе  музыкального  воспитания  интерактивных  средств позволяет производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти. Уже имеющийся опыт показал,  что работа  с ноутбуком,  демонстрация презентационных материалов, клипы на известные детские песни, фонограммы(которые помогают при изучении нового материала, закреплении и при повторении) в совместной деятельности улучшают восприятие материала воспитанниками, существенно повышают  мотивацию  детей  к обучению, активно вовлекают в учебный процесс, способствуют раскрытию их творческих способностей, активизируют познавательную деятельность детей. 

Мы используем мультимедиа технологии в различных направлениях. 

Каковы же их функции в работе педагога-музыканта ДОУ? 

 1. наглядное пособие. 

 2. источник учебной информации. 

 3. средство подготовки выступлений. 

 4. средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение. 

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения старших дошкольников мультимедиа технологии обладают рядом преимуществ: 

-- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;

-- несёт в себе образный тип информации, понятный детям;

-- движения, звук, мультипликация привлекают внимание ребенка;

-- является отличным средством для решения задач обучения: 

делают материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей. 

-- использование компьютера, синтезатора  существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д. 

-- становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

                        Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ как  при подготовки к  совместной деятельности с детьми,  так и во время (при объяснении  нового материала, разучивание песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), а так же на праздниках и развлечениях. 

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия и памяти у детей: зрительную, слуховую, чувственную, ассоциативную и др. 

Используя возможности программы  Power Point  можно разработать и использовать презентации  по всем видам музыкальной деятельности: 

восприятие музыки: во время знакомства с творчеством того  или иного композитора, использование портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д. Можно использовать такую программу, как «Шедевры музыки»  О.П. Радыновой. В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, представлены биографии композиторов, аудио и видеофрагменты. м.р.д. и танцы: использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев. пение:  по графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам  узнавать и учить песни. муз.-дид. игры: развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, используя презентации «Весело-грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др. на развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий. знакомство и игра на ДМИ:   Прекрасно помогают в работе  разделы “История музыкальных инструментов”. Дети  получают сведения о группах музыкальных инструментов,  слышат их звучание. 

Синтезатор  - все за и против 

 Наряду с компьютером, магнитофоном, ноутбуком, часто в своей работе мы используем электронные музыкальные инструменты. Одним из ярких примеров такого инструмента является синтезатор, который позволит все выше перечисленное реализовать в деятельности музыкального руководителя.

Для планирования совместной деятельности с детьми  с применением электронного инструмента музыкальный руководитель должен знать его функциональные возможности и условия их применения, чтобы, внедряя синтезатор в различные виды деятельности, были соблюдены стандарты и требования образовательной программы. 

Что же такое синтезатор?

Синтезатор (англ. Synthesizer) – электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. 

Итак, как же выбрать такой инструмент для музыкального руководителя детского сада? 

Прежде всего, инструмент должен быть относительно недорогим, довольно простым в эксплуатации, чтобы, можно было свободно ориентироваться во всех функциях инструмента. Синтезатор должен обладать разнообразными функциями и иметь богатую палитру звуков и звуковых эффектов,  клавиатуру с не менее 61 клавиш фортепианного типа, чувствительной функцией записи, банком памяти, микшером, секвенсором и эффектором. Значит, это должен быть современный интерактивный синтезатор с автоаккомпанементом, который позволит создавать новые звуки, аранжировки, писать фонограммы для небольших концертных выступлений. Кроме всего прочего инструмент должен быть легким и портативным. 

Современные  дети уже в раннем дошкольном возрасте овладевают простейшими навыками работы на компьютере, с большим удовольствием поют караоке, любят пес­ни в современной обработке. Когда мы готовим праздник, ведь нам хочется, чтобы получилось яркое и интересное представление, а для этого в дополнение к пианино обязатель­но понадобится музыкальный центр или магнито­фон, компьютер или ноутбук. Вот здесь к нам на помощь может прийти синтезатор. 

В какие же виды деятельности музыкального руководителя можно внедрить синтезатор, исходя из перечисленных технических и функциональных характеристик? 

на традиционном занятии и в любых других видах деятельности вне музыкального зала музыкальное сопровождение становятся доступным и более полноценным. Все синтезаторы превосходно работа­ют на батарейках, и вы можете при условии хорошей погоды проводить музыкальные развлечения, праздники, занятия по ритмике и физкуль­туре на свежем воздухе. концертная деятельность заметно обогатится, станет более современной и актуальной.  музыкально-дидактические игры даже самые традиционные станут интереснее, доступнее, красочнее в сопровождении синтезатора. игра на музыкальных инструментах с использованием синтезатора как ритм машины будет значительно увлекательней для детей и облегчит труд педагога. Некоторые партии на синтезаторе можно будет поручать детям. в пении и танцевальных видах деятельности фонограммы, написанные на синтезаторе, значительно продуктивнее позволят руководителю формировать различные исполнительские навыки детей. Этот электромузыкальный инструмент  безупречно дер­жит строй. Музыкальный руководитель сможет самостоятельно производить запись фонограмм в удобных темпах, тесситурах, реализуя творческие замыслы аранжировки и композиции. такой вид деятельности, как импровизация на синтезаторе, детям доступна и крайне интересна. Педагог лишь предварительно готовит настройки в банках памяти и ставит задачу. С функцией автоаккомпанемента получаются приятные детские сочинения, которые можно записывать, прослушивать и совместно анализировать. озвучивание животных, явлений природы, окружающего мира для ясельных групп позволит воспитателю разнообразить свою деятельность. знакомство с  жанрами (полька, вальс, марш, колыбельная) является неотъемлемой частью музыкального обучения в образовательной области «Музыка». Синтезатор содержит огромное количество встроенных, гото­вых к игре стилей. Дети с помощью синтезатора узнают больше и о самих стилях, ведь мы сможем продемонстрировать жан­ры разных эпох: мазурку, полонез, рок-н-ролл, дис­ко и т. д. в  театральной  деятельности для того чтобы добиться красочного музыкального оформления можно снова прибегнуть к помощи синтезатора,  который предоставляет широкие возможности для создания яркого, насыщенного образа не только каждого героя, но и представления в целом. В разделе "тембры" электромузыкальных инструментов представлена имитация пения птиц, шума моря, рокота вертолета, движения поезда и других шумовых, стучащих, пищащих, звенящих спецэффектов. В общем, есть все, что нужно для театральной постановки.

Использование в системе мультимедийных технологий, а именно электронного инструмента синтезатора позволит добиться положительных воздействий в: 

экономии учебного времени. усилении мотивации обучения; визуализации знаний; развитии наглядно-образного мышления, эстетического воспитания, экспериментально-исследовательской деятельности; повышение эффективности и качества результатов учебно-воспитательного процесса; индивидуализации, дифференциации обучения; моделировании объектов и процессов; доступе к большому объему знаний (звуков, аккомпанементов, жанров, стилей);  возможностях тренировки; межпредметной интеграции; 

Широкие перспективы использования синтезатора в различных областях музыкального воспитания, престиж новой техники и «современных» звуков в глазах детей может послужить отличным стимулом в развитии их интереса к музыке. 

Исполнительство на музыкальном инструменте становится доступным гораздо более широкому кругу детей, так как техника игра на синтезаторе проще, чем на фортепиано, и художественно полноценный звуковой результат достигается учеником быстрее и легче. 

Развитие детского исполнительства, в свою очередь, будет способствовать перенесению акцента в совместной деятельности  с разговоров о музыке на собственно творческую практику, что сделает процесс приобщения к музыкальному искусству более эффективным. 

Итак, использование инноваций в области музыкального воспитания и развития детей дошкольного, в том числе и раннего дошкольного возраста,  позволит сделать процесс обучения и развития достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. 

Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность.  Я уверена, что в дошкольном учреждении их использование позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учётом индивидуальных особенностей детей.

 Но каким бы положительным и огромным потенциалом не обладали эти технологии, не стоит забывать о том, что заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны

20 марта 2022 в 16:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.