Сайгафарова Татьяна Владиславовна, музыкальный руководитель МКДОУ детского сада № 12 г. Тавда
Мастер-класс в ДОУ «Здоровый образ жизни – хорошая привычка»"Здоровый образ жизни – хорошая привычка» Добрый день уважаемые родители. Начать наш сегодняшний разговор хочу притчей “Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье? (ответы родителей) -Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке. Итак, тема нашей сегодняшней встречи посвящена здоровью. - «С какого возраста необходимо приучать к здоровому образу жизни?» (ответы родителей). В: (с самого рождения). Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Результаты анкетирования показывали, что родители достаточно беспечно относятся к здоровью своего ребенка, я думаю это связано с недостаточном количестве ваших знаний о здоровом образе жизни. Наши Дети - это цветы. Давайте представим, что этот нераскрытый бутон цветка – ребенок. Что мы - взрослые должны сделать, чтобы ребенок вырос здоровым, красивым, счастливым. - Как вы считаете из чего складывается здоровье ребенка? (рассуждение) Предлагаю поиграть в игру “Неоконченное предложение” Передавая мяч, родители договаривают предложение. – Мой ребёнок будет здоров, если будет … каждый день делать гимнастику. – Мой ребёнок будет здоров, если будет … правильно и вовремя питаться и т. д. – Мой ребёнок будет здоров, если будет … закаливаться. - Мой ребёнок будет здоров, если будет … соблюдать режим дня. – Мой ребёнок будет здоров, если будет … заниматься физкультурой. - Итак, подведем итог, мой ребёнок будет здоров, если будет вести здоровый образ жизни. Давайте рассмотрим слагаемые здорового образа жизни: Режим дня Утренняя гимнастика Здоровое питание Прогулки на свежем воздухе Физические упражнения и спорт Закаливание Эмоциональное здоровье1.Режим дня Проблема, с которой часто сталкиваются педагоги детских садов, – это несоблюдение режима дня детей дома. -Уважаемые родители, что вы понимаете от понятием «режим дня»? СЛАЙД 6 В: Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. (Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни). Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада. В возрасте от 2-3 лет здоровый, нормальный ребенок должен спать в течение суток 12—13 часов, из них ночью 10—11 и среди дня 2,5—l,5 часа. Бодрствовать активно, без переутомления, он может в пределах 6,5—5,5 часов, не больше. 2.Утренняя гимнастика Следующий слагаемый ЗОЖ – это Утренняя гимнастика. На наш взгляд, что дает утренняя гимнастика? И как часто вы, родители проводите утреннюю гимнастику со своим ребенком? Утренняя гимнастика - первый шаг к здоровью и обязательная часть ежедневного режима ребенка. В детском саду каждое утро обязательно проводятся комплексы утренней гимнастики. Не надо забывать про гимнастику и дома. Сделать утром веселую разминку вместе с мамой и папой - прекрасная идея! И не такая уж невыполнимая, как кажется на первый взгляд. Всего несколько минут в день - и хорошее самочувствие плюс отличное настроение обеспечены каждому.
Физкультминутка: Вот проснулся глазик, а за ним другой. Будем просыпаться всей семьей. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. (Всем встать в круг, взяться за руки.) Солнце встало за окошком, Потяни к нему ладошки, (Потянуться руками наверх.) Руки выше поднимаем, А потом их опускаем. (Опустить руки, повторить.) Чтоб была красивой спинка, Надо сделать нам разминку, Руки в стороны по швам И согнулись пополам. (Наклониться вниз.) Тик-так, тик-так – Ходят часики вот так! (Наклоны вправо-влево.) А теперь давайте вместе Мы устроим бег на месте. (Бег на месте) Вдох и выдох, наклонились. Всем спасибо, потрудились! 3.Здоровое питание Третьим слагаемым является здоровое питание. Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают три раза в день необходимое по возрасту питание. Домашний рацион питания такого «организованного» ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому, забирая ребенка домой, не забудьте прочитать его и постарайтесь дать ребенку дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. В выходные и праздничные дни старайтесь придерживаться меню детского сада. Принципы питания остаются неизменными на протяжении всей жизни человека. - оно должно быть разнообразным. -пища должна быть безопасной. В детских учреждениях, в домашних условиях должны соблюдаться все правила хранения и приготовления блюд. При покупке продуктов необходимо обращать внимание на срок годности, условия хранения и целостность упаковки. - нужно обеспечить высокие вкусовые качества приготовленных блюд. При этом еда для ребенка не должна быть избыточно соленой, сладкой или терпкой. Не стоит исключать сахар, соль при приготовлении пищи, иначе дети откажутся есть, но лучше все же немного недосаливать. - для сбалансированного и полноценного питания необходимо ежедневно включать в детский рацион молочные продукты, фрукты и овощи. - соблюдать режим питания. Перерыв между приемами пищи должен составлять не более 3–4 часов и не менее полутора часов. Ну и конечно же, ребенок должен есть с аппетитом и не переедать! Много сказано о фруктах и овощах, есть правда, а есть мифы. Проводится игра «Мифы или правда, угадай» Для ответов родители поднимают цветные фишки: красные -нет, зеленые – да Миф № 1: Фрукты и овощи в свежем виде более питательны, нежели измельченные и замороженные - ДА Миф №2 От картофеля толстеют - НЕТ Миф №3 Фруктовые соки низкокалорийные - НЕТ Миф №4 Больше всего витамина С содержится в лимоне НЕТ. Это распространенное мнение не соответствует истине. Витамина С намного больше в черной смородине, клубнике, шиповнике. Замораживайте эти ягоды на зиму. Готовьте из них напитки и десерты для ребенка. Миф №5 Отечественные фрукты полезнее, чем экзотические ДА. Но не стоит отказываться от цитрусовых зимой и весной, когда выбор отечественных фруктов оставляет желать лучшего. Но если вы колеблетесь, какие яблоки лучше купить – импортные или местные, остановите свой выбор на последних. Фрукты, выращенные в России, сохраняют больше питательных веществ, к тому же их не обрабатывают химическими веществами для продления срока хранения во время длительной транспортировки. Миф №6 Фрукты могут заменить сладости в рационе детей ДА. Сладкий вкус фруктов по душе многим детям. Миф №7 Мороженые овощи и фрукты так же полезны, как и свежие ДА. Низкие температуры прекрасно сохраняют витамины и минеральные вещества. 4.Прогулки на свежем воздухе Дети очень подвижны, неутомимы в своем желании бегать, прыгать, скакать и они получают от этого мышечное удовольствие. Взрослые успевают забыть об этой радости, они гораздо менее подвижны и менее жизнерадостны, и детям не позволяют шалить и резвиться. Все время одергивают их («Не шали!», «Веди себя спокойно!», закладывая установку на малоподвижный образ жизни. А ведь это абсолютно не правильно. Хорошо направить детскую энергию в полезное русло: познакомить детей с тем, что такое зарядка, санки, лыжи, бассейн, мячи и т. д. Если мы хотим, чтобы ребенок с детства приобщался к здоровому образу жизни, родители должны вместе с ним придерживаться правил ЗОЖ. Давайте рассмотрим четвертый слагаемый ЗОЖ – это прогулки на свежем воздухе. - Как вы думаете, когда нужно гулять с ребенком? (высказывания родителей). Гулять с ребенком нужно в любую погоду. Обычно на прогулке малыши много двигаются. Но в основном это бег, ходьба, лазание по лесенке. Но нужно побуждать малыша выполнять и другие виды движений (перешагивание через препятствия, ходьба по ограниченной поверхности, прыжки, метание). Для этого не нужен обязательный инвентарь. У вас, конечно же, есть мячи, прыгалки, мел. Вышли на опушку леса, набрали шишек и тут же начинается игра “Попади в толстый ствол” (с расстояния 60 – 80 см), или “Перекинь через кустик” (высотой 40 – 50 см). Ну и, конечно же, используйте все возможные игры с мячом. Нежелательно, чтобы ребенок длительное время занимался одним и тем же. Однообразные движения одних утомляют, других перевозбуждают. Дети чувствуют дискомфорт, а сами еще малы, чтобы остановиться, переключиться на другой вид деятельности. Здесь обязательно нужна ваша помощь. Побегали, попрыгали, теперь можно перейти к спокойным играм в песочнице или в куклы, машинки. 5.Закаливание Уважаемые родители перейдем к шестому слагаемому ЗОЖ. - Как вы считаете, что такое закаливание? (высказывания родителей) Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тела и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание общим семейным делом. - Кто из вас дома проводит закаливающие мероприятия, и какие? (высказывания родителей) Одними из способов закаливания организма являются массаж. Как вы думаете, а с какой целью проводится массаж? (высказывания родителей) Сегодня я хочу научить вас выполнять массаж с помощью массажных мячей. Массаж «Ёжик» Мы возьмем в ладоши ёжик И потрем его слегка Разглядим его иголки, помассируем бока, Ёжик я в руках кручу, поиграть я с ним хочу Домик сделаю в ладошках Не достанет его кошка Пальчиковый массаж, который мы ежедневно выполняем с детьми, может помочь и нам. Почувствуем себя бодрыми и полными сил. Каждый палец отвечает за работу определённого органа в нашем организме: Большой палец стимулирует деятельность головного мозга; Указательный улучшает работу желудка; Средний улучшает работу кишечника и позвоночника; Безымянный улучшает работу печени; Мизинец помогает работе сердца. Пальцы массируются каждый отдельно по направлению к его основанию по тыльной, ладонной и боковой поверхностям. Начинаем массаж с поглаживания, затем растирание, следующий приём - разминание и заканчиваем поглаживанием. Точечный массаж (Чтобы были малыши, малыши – крепыши) Все встают друг за другом «паровозиком» и выполняют указанные ниже движения. Слова / Действие Дождь! Дождь! Надо нам Расходиться по домам. Хлопают ладонями по спине. Гром! Гром, как из пушек. "Поколачивают" кулачками. Град! Град! Сыплет град! Все под крышами сидят. Постукивают пальчиками. Только мой братишка в луже Ловит рыбу нам на ужин! Поглаживают спину ладошками. Взрослые поворачиваются на 180 градусов и делают массаж еще раз. Кинезиология. Еще одна интересная технология. Установлено, что каждое полушарие мозга управляет преимущественно противоположной стороной тела, поэтому, одновременно задействуя обе руки, ноги, глаза, уха, движения языка, мы стимулируем установление связей между полушариями. При выполнении кинезиологических упражнений достигаются следующие результаты: — синхронизация работы полушарий; — развитие мелкой моторики; — развитие способностей; — развитие памяти, внимания, речи; — развитие мышления; 2. Кулак—ребро—ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений— по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ладонь», произнося их вслух или про себя. Дыхательное упражнение «Улыбка» Считается, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит энергетическая пропитка организма. Глубокий вдох через нос, на выдохе широкая улыбка со звуком «ЫЫЫЫ» (доказано, что звук «Ы» снимает усталость головного мозга). Закаливать организм ребенка можно и продуктами питания. Давайте поговорим, какие же пищевые продукты или вещества помогают ребенку стать более закаленным? (раздать родителям карточки для ответов на вопросы) Правильные ответы: -Черная смородина и шиповник повышают устойчивость организма к охлаждению и ОРВИ. -Напиток «защиты» – морковный сок. Рекомендуется пить свежий морковный сок от 1 столовой ложки до половины стакана, в день, но не более 100 г, так как в больших количествах он способен вызвать желтушное окрашивание кожи. Кроме того, у некоторых детей он вызывает аллергию. - Соки являются более чистыми экологическими продуктами. Они быстрее усваиваются организмом (уже через час) и, следовательно, чуть ли не сразу после употребления включаются в обмен веществ, что благоприятно влияет на восстановительные процессы организма. Все соки обладают общеукрепляющим действием, стимулируют пищеварение и усвоение пищи, а также выводят из организма токсические вещества, в том числе и радиоактивные (морковный и яблочный). Наконец, соки – это и источник витаминов, минеральных солей и многочисленных микроэлементов. 6.Эмоциональное здоровье. Шестым слагаемым ЗОЖ выступает эмоциональное здоровье Мы постоянно испытываем стрессы. Такова жизнь. Перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно, все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний взрослые должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. Поэтому мы предлагаем несколько несерьезных советов для серьезных родителей Несерьезные советы. Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю. Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного масла. Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи! Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком. Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить. Если вы не уверены в свежести вашего дыхания – не дышите. Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне. *** Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть. Кто в радости живет, того и кручина неймет. От радости кудри вьются, в печали секутся. Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе. Эмоциональное здоровье напрямую связано с психическим здоровьем. Здоровая нервная система – залог успешного развития ребенка. Как можно чаще смотреть в глаза ребенку, с любовью и нежностью, несмотря ни на какие его выходки. Почаще поглаживать его, обнимать, похлопывать, возиться с ним, бороться - но соблюдая меру. В принципе любой внимательный родитель увидит, когда малышу уже достаточно такого рода физических контактов. Уважаемые родители, мы с вами рассмотрели все слагаемые ЗОЖ детей. Посмотрите какой яркий, красивый цветок у нас получился. Поэтому если мы будем не забывать про слагаемые ЗОЖ детей, в будущем нас ждет здоровая , крепкое поколение. Игра: «Мое здоровье» ( взрослые встают в круг, посередине круга лежит написанное слово ЗДОРОВЬЕ). Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный – не двигаетесь. - я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику; - я ежедневно совершаю прогулки перед сном; - я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом; - я периодически провожу разгрузочные дни; - у меня отсутствуют вредные привычки; - соблюдаю режим дня; - я правильно питаюсь; -я эмоционально уравновешен; -я выполняю профилактику заболеваний. Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем «здоровье»? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли вы здоровый образ жизни. Заключение. “Здоровый ребенок – это счастливая семья!” И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку). Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО! Здоровья Вам, вашим семьям и вашим близким! Купить можно много: Игрушку, компьютер, Смешного бульдога, Стремительный скутер, Коралловый остров (Хоть это и сложно, Но только здоровье Купить невозможно. Оно нам по жизни Всегда пригодится. Заботливо надо К нему относиться. (А. Гришин) 20 марта 2022 в 11:38
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.